Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Малый бизнес в силу своей специфики – это гибкий «инструмент», способный оказать влияние на экономическую систему страны. Деятельность таких предприятий всегда поощряется многими развитыми странами, а в некоторых государствах такая форма бизнеса – основной источник притока финансов в бюджет.
Проблема развития малого бизнеса является очень актуальной на сегодняшний день не только для России, но и для всего мира в целом. В наиболее экономически-развитых странах субъекты малого бизнеса составляют костяк экономики, что говорит о чрезвычайной важности развития данного сектора для стабилизации экономики развивающихся стран, в том числе и России. В РФ сектор малого и среднего предпринимательства на данный момент развит не так хорошо, как за рубежом, чему есть объективные причины, включающие недостаточно эффективное государственное регулирование в направлении поддержки субъектов МСП.
Объектом исследования выступает система малого предпринимательства.
Предметом исследования являются особенности развития малых предприятий в современной рыночной экономике.
Целью исследования является анализ преимуществ, недостатков и перспектив развития малых предприятий. Целью исследования обусловлена постановка следующих задач:
рассмотреть развитие малых предприятий в экономике России;
исследовать показатели развития малого предпринимательства в России;
провести анализ проблем развития малых предприятий;
определить перспективы развития малых предприятий в России.
Теоретическая основа работы представлена научными трудами Лубинец, Т., Морозко Н.И., Лопарсва, A. M. и др.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания, традиционно относящиеся к методологическому аппарату юридической науки: метод системного анализа; формально-логический, собственно-юридический; методы научного абстрагирования, теоретического моделирования, аналогии, социологического и прогностического исследования. Особое значение для методологии исследования темы работы имели принципы логической определенности, системности и всесторонности, составляющие предметное содержание применяемых методов.
Структуру работы составляют введение, две главы, заключение и список литературы.
1. Развитие малого предпринимательства в экономике России
1.1. Роль малого бизнеса в современной рыночной экономике
Малые предприятия стремятся стать важнейшим фактором ускорения социально-экономического развития страны, поскольку именно в малых предприятиях скрыт неисчерпаемый запас идей и аккумулируется потенциал человечества, который позволит повысить благосостояние населения страны.
Малый бизнес рассматривается как самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, и регистрируется в соответствии с законодательством РФ.
Достаточно высокий уровень риска является основной характеристикой малого бизнеса. Он реализует следующие функции:
экономическая;
инновационная;
общественная;
ресурсная;
организационная
Чтобы понять разницу между малым бизнесом и другими формами хозяйствования, к классификации хозяйствующих субъектов как малых предприятий применяются следующие критерии. Трудности заключаются в следующем: прежде всего, объективные условия предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики несопоставимы. В разных странах существуют различия в методах расчета наиболее часто используемых показателей, таких как продажи, оборачиваемость, стоимость активов и размер уставного капитала, законодательные стандарты отнесения хозяйствующих субъектов к малому бизнесу различны.
Согласно федеральному закону, субъекты малого предпринимательства могут быть идентифицированы как физические и юридические лица на основе критериев идентификации. Всемирный банк определил более 50 стандартов. Наиболее часто используются следующие стандарты:
средняя численность сотрудников;
оборот (прибыль, доход);
стоимость актива;
размер уставного капитала.
В России малый бизнес легализован с 1988 года. Федеральный закон № 88-43 от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малых предприятий в Российской Федерации» устанавливал удельный оборот капитала по запасам и определяет среднюю численность работников за отчетный период.
Малый бизнес играет важную роль в экономике любой страны. Она является неотъемлемой частью национальной социально-экономической системы, обеспечивает стабильность рыночных отношений и позволяет большинству граждан по всей стране участвовать в этой системе взаимоотношений, открывая собственные предприятия, благодаря глубокой специализации и продуктивному сотрудничеству. [6, с. 59].
Малый бизнес существует во всех сферах и секторах экономики. Сегодня, по сравнению с другими секторами экономики, преимущества малого бизнеса более очевидны, чем их недостатки. Особенностью малого бизнеса является то, что он просыпается в условиях общей рецессии для решения многих экономических и социальных проблем. Деятельность малых предприятий продемонстрировала хорошую адаптацию к внешним условиям и укрепила рыночные отношения по мере их развития. Благодаря гибкости и скорости принятия решений малому бизнесу легче контролировать производственный процесс и быстро адаптироваться к изменениям рыночного спроса. По сравнению с крупными предприятиями они характеризуются высокой мобильностью производства, реагированием на потребности потребителей, способностью быстро внедрять новое оборудование и технологии, а также более эффективным использованием производственных мощностей. Развитие малого бизнеса привело к насыщению рынка товарами и услугами и более эффективному использованию местного сырья. Это надежный источник поступлений в бюджет. Доля просроченной задолженности малого бизнеса в местных и федеральных бюджетах ниже, чем у других компаний [17, с. 24].
В настоящее время крупные компании проявляют большой интерес к созданию малого бизнеса. Они поручают малому бизнесу осуществлять определенные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком и осуществлять различные научные разработки.
Многие предприниматели считают, что развивать малый бизнес в современных условиях довольно сложно. В какой-то степени мировой финансовый кризис затронул все секторы экономики, и доходы домашних хозяйств упали, что означает снижение спроса на товары и услуги. Малому бизнесу приходится прилагать огромные усилия, чтобы «удержаться на плаву» и получать доход от своей деятельности. Правительство Российской Федерации объявило о своем намерении поддерживать малый бизнес всеми возможными способами с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята народным голосованием 12 декабря 1993 года) (изменена с 30.12.2008) / / Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209–ФЗ (в ред. от 30.12.2020) // [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
3. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.
4. Аббасова О.М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса / О.М. Аббасова // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 3 (38). – С. 10–14.
5. Басовский Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, Е.Н. Басовская и др. — М.: Инфра-М, 2018. — 479 c.
6. Бикметова З.М. Основные направления обеспечения финансовой безопасности предприятия / З.М. Бикметова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – № 6 (1) – С. 364–370
7. Бондаренко Е.В. Планирование на малых предприятиях: теория и практика / Е.В. Бондаренко // Экономика: теория и практика. – 2020. – № 3 (59). – С. 93–96. Буров П.Д. Современные методики оценки эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства / П.Д. Буров // Финансы и управление. – 2020. – № 1. – С. 91–102.
8. Боброва О. С. Организация коммерческой деятельности : учебник и практикум / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 332 с.
9. Бондаренко Е.В. Планирование на малых предприятиях: теория и практика / Е.В. Бондаренко // Экономика: теория и практика. – 2020. – № 3 (59). – С. 93–96.
10. Досова А.А. Исследование сущности и содержания финансовой устойчивости предприятий малого бизнеса / А.А. Досова // Финансы и учетная политика. – 2020. – № 3 (18). – С. 20–25. Егорова Н.Е. Модели и методы анализа устойчивости развития малых предприятий / Н.Е. Егорова // Экономика и математические методы. – 2020. – Т. 56. – № 3. – С. 79–90.
11. Егорова Н.Е. Модели и методы анализа устойчивости развития малых предприятий / Н.Е. Егорова // Экономика и математические методы. – 2020. – Т. 56. – № 3. – С. 79–90.
12. Жемчугов А.М. Эффективность малого предприятия / А.А. Жемчугов // Проблемы теории и практики управления. – 2020. – № 6. – С. 46–71.
13. Заргарян З.С. К вопросу о понятии малого и среднего бизнеса / З.С. Заргарян // Вестник Северо–Кавказского федерального университета. – 2020. – № 2 (77). – С. 53–59.
14. Коба Е.Е. Актуальные проблемы функционирования малого предпринимательства в России / Е.Е. Коба // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2020. – № 1 (25). – С. 91–98.
15. Кострова В.Н. Проблемы развития предприятий малого бизнеса / В.Н. Кострова // В сборнике: Молодежь и наука: шаг к успеху. Сборник научных статей 4–й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5–ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. – 2020. – С. 101–104.
16. Купцова Е. В. Бизнес–планирование : учебник и практикум для вузов / Е. В. Купцова, А. А. Степанов. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 435 с.
17. Лубинец, Т. Проблемы малого и среднего бизнеса в постпандемийный период 2020–2021 гг. и пути их решения с использованием инновационного менеджмента / Т.Лубинец. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 24-27.
18. Мамаева М.Р. Совершенствование механизма управления финансовой устойчивостью организации малого бизнеса / М.Р. Мамаева // Стратегии бизнеса. – 2019. – № 3. – С. 139–141.
19. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, оперативные показатели [Электронный источник] URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 07.02.2024).